Пишу в контексте интереса к авторскому праву, вызванного скандалами вокруг SOPA. Вопрос о наследии Толкина и правах на него гораздо сложнее, чем кажется. И текущая ситуация как нельзя лучше иллюстрирует абсурд, который происходит и будет продолжаться еще долго и не только у Профессора в наследии, но вообще в отношении любой «интеллектуальной собственности», если SOPA или что-нибудь вроде него все-таки примут.

На сегодняшний день существует две организации, владеющие правами на произведения Дж. Р. Р. Толкина. Это Tolkien Estate и Tolkien Enterprises.

Tolkien Enterprises
Начну с последней, там все немного попроще. Tolkien Enterprises это подразделение компании The Saul Zaentz Company, главой которого является, понятно, Саул Зейнц, американский продюссер и сценарист. Еще в 1976 году он выкупил права на тексты и экранизации «Хоббита» и «Властелина Колец» за 15 млн. долларов у United Artists Corporation (UA), американской же кинокомпании, которой в свою очередь продал эти права сам Профессор еще в 1968 или 1969 году. В Википедии нет единства на счет точной даты, да это и нет важно. Главное, что Толкин продал права на экранизацию сам, то есть не возражал, чтобы по его книгам снимали фильмы. Чем Tolkien Enterprises и занялось. Первая экранизация «Властелина Колец» появилась сразу же в 1978 году. Она, как и «Хоббит», снятый годом ранее, была мультипликационной. К сожалению, а может, к счастью, Профессор мультики уже не увидел, он умер в 1976. Кстати, еще в процессе работы над сценарием, в начале 70-х, Зейнц близко познакомился с Толкином и семьей. Так что все у них было полюбовно.

В последствии Зейнц поделился с Питером Джексоном, и появилась кино-трилогия. История этой экранизации поучительна, вдохновляюща и заслуживает отдельной статьи. Добавлю лишь, что когда в 2008 в съемках «Хоббита» начались какие-то финансовые разногласия между New Line Cinema и Джексоном, Зейнц поддержал последнего. Он заявил, что согласен на съёмки фильма только при условии участия Джексона, и если до конца 2009 года New Line Cinema не урегулирует свои отношения с режиссёром и не приступит к съёмкам, Саул отзовёт лицензию и вместе с Джексоном поищет другую студию. Такие вот тонкости.

С 2010 года Tolkien Enterprises официально переименована в Middle-earth Enterprises, но его по старой памяти продолжают называть по фамилии Профессора.

Tolkien Estate
Это и есть собственно «Наследие Толкина» - контора, возглавляемая Кристофером Толкином, который после смерти отца отредактировал и издал 12 томов «Истории Средиземья»: «Сильмариллион», «Утраченные сказания» и «Неоконченные сказания». Ну и оставшееся по мелочи. Короче все, что не «Хоббит» и «Властелин Колец». Tolkien Estate печально известна своей запретительной политикой в области прав. Все, что создается на основе произведений Толкина, должно приносить прибыль только Толкину, но немножко другому. То, что два таких хлебных произведения уплыли прямо из рук прямых наследников, несомненно до сих пор гложет Кристофера. Несмотря на отсутствие прав, он продолжает упорно судиться с New Line Cinema, ставя им в долг 160 млн. долларов за экранизации, и тяжба эта, насколько мне известно, не разрешена до сих пор.

Кто знает, может именно факт продажи прав на тексты и будущие фильмы в 1968 ли 69 году побудил Кристофера заняться изучением и шлифовкой черновиков отца? Это мои домыслы, конечно, он его поведение о многом говорит.

Можно подумать, из всего вышесказанного, что мне нравится Tolkien Enterprises и не нравится Tolkien Estate. По большому счету, я не вижу между ними разницы. И те, и другие – монополисты, которые очень внимательно следят, чтобы к наследию Профессора никто не примазался и не дай бог не заработал в обход правообладателей. Другое дело, что первые-таки используют наследие, снимают кино, которое хотят снимать и стараются делать это хорошо. А вторые сидят на жопе, гребут лопатой и только и делают, что судятся. Ладно, это я утрирую – у Tolkien Estate есть благотворительный фонд The Tolkien Trust, и то хлеб.

Пока и те, и другие в своем праве. Но очень интересно будет посмотреть, что будет в 2026 году, когда срок авторского права истечет, и по всем законам, божеским и человеческим, наследие Толкина перейдет в общественное достояние.

P.S.: Какое отношение это имеет к SOPA? Если его таки примут, сначала Саул Зейнц, а в скором времени и Кристофер Толкин, сможет прийти и анально покарать, например, дайри за размещение контента, использующего имена, названия, сюжетные элементы Наследия, за которые, между прочим, уплочено.